Общая информация о Российской Федерации

Общая информация о Российской Федерации

Российская Федерация - самая большая по площади страна мира (17125,4 тыс. км²). Занимает большую часть Восточной Европы и Северной Азии. Протяженность в меридиональном направлении 2,5-4,0 тыс. км, в широтном - 9 тыс. км. По территории Российской Федерации проходит 9 часовых зон (по международной нумерации поясов).

Россию отличают неоднородный климат и большое разнообразие ландшафтов и природных зон.

Россия занимает первое место в мире по разведанным запасам природного газа, железной руды, угля, асбеста, цинка и других полезных ископаемых.

Россия граничит с 18 государствами (самый большой показатель в мире). По суше - с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией, Украиной, Абхазией, Грузией, Южной Осетией, Азербайджаном, Казахстаном, Китаем, Монголией и КНДР. По морю - с Японией и США.

Численность населения: 146,84 млн.чел. (оценка Росстата на 1 января 2017 г.).

Государственный язык - русский.

Российская Федерация является постоянным членом Совета Безопасности ООН, а также членом международных организаций: Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза, Организации Договора о коллективной безопасности. Шанхайской организации сотрудничества, Всемирной торговой организации, Азиатско- Тихоокеанского экономического сотрудничества и других.

Государственный строй

Согласно Конституции, Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Президент Российской Федерации является главой государства, избирается на шесть лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (с мая 2012 г. Президент - Владимир Владимирович Путин). Президент - гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Один и тот же человек не может избираться Президентом России более двух сроков подряд.

Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики и является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации, состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается сроком на пять лет.

Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации во главе с Председателем Правительства (с мая 2012 г. - Дмитрий Анатольевич Медведев).

Федеративное устройство России

Россия - государство с федеративным устройством. В составе Российской Федерации 85 субъектов, в том числе 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. Субъекты федерации группируются в 9 федеральных округов: Центральный, Южный, Северо-Западный, Дальневосточный, Сибирский, Уральский, Приволжский, Северо-Кавказский, Крымский.

В каждом субъекте федерации имеется законодательный (представительный) орган (парламент, законодательное собрание) и исполнительный орган (правительство). Во многих также существует должность высшего должностного лица, избираемого на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок не более пяти лет.

Субъекты федерации имеют своё административно-территориальное деление. Как правило, основными единицами в составе субъекта являются районы и города республиканского (областного, краевого) значения.

 

Экономика

По данным Росстата, в 2017 году ВВП России вырос на 1,5% по сравнению с 2016 годом.

За указанный период добыто 691 млрд. куб. м газа, 546 млн. тонн нефти, 410 млн. тонн угля; производство электроэнергии незначительно увеличилось (на 0,1%) и составило 1091 млрд. кВт. ч. Выплавлено 68,7 млн. тонн стали, 51,6 млн. тонн чугуна.

Сбор зерна в 2017 году составил 134,1 млн. тонн (увеличение на 11,2% по сравнению с 2016 годом).

По данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации, в 2017 году внешнеторговый оборот России составил 584 млрд. долл. США (рост на 24,9% по сравнению с 2016 годом), в том числе экспорт – 357,1 млрд. долл. США (рост на 25,1%), импорт – 226,9 млрд. долл. США (рост на 24,5%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным – более 130 млрд. долл. США.

Товарооборот с Азербайджаном в 2017 году составил 2,627 млрд. долл. США (рост на 34,4% по сравнению с 2016 годом).

 

Внешняя политика России в 2017 году

В 2017 г. российская дипломатия решала многоплановые задачи по обеспечению национальной безопасности и созданию благоприятных внешних условий для развития страны.

Большое влияние на общую политическую атмосферу в мире оказывали сохраняющиеся принципиальные разногласия ведущих государств. Международная обстановка характеризовалась ростом конфронтационности. Дальнейшее распространение получила порочная практика односторонних силовых действий и угроз применения силы.

Прилагая усилия для предотвращения коллапса международного баланса сил, Россия последовательно продвигала объединительную повестку дня, предлагала конструктивные варианты решения проблем и конфликтов, взаимовыгодно сотрудничала со всеми партнерами, кто был к этому готов.

Россия играла традиционно активную роль в работе ООН, многосторонних организаций и форумов, включая «Группу двадцати», БРИКС, ШОС, РИК, ОБСЕ, отстаивая коллективные подходы к решению актуальных проблем современности.

Особое внимание уделялось поддержанию стабильности и развитию интеграционных процессов на пространстве Содружества Независимых Государств. Российское председательство в этом объединении в 2017 г. обеспечило укрепление сотрудничества наших стран в экономической, правоохранительной, гуманитарной и других областях, а также в сфере внешнеполитической координации.

Значимыми результатами по линии Евразийского экономического союза (ЕАЭС) стали завершение работы над Таможенным кодексом, принятие «дорожной карты» по устранению препятствий на внутреннем рынке Союза и плана мероприятий по реализации скоординированной транспортной политики.

Динамично развивались связи с союзниками по Организации Договора о коллективной безопасности. Продолжена линия на совершенствование системы реагирования на кризисные ситуации, развитие миротворческого потенциала Организации.

Подлинно союзнический характер отношений между Россией и Белоруссией подтвердили совместные стратегические учения вооруженных сил «Запад-2017».

Подписание двустороннего Договора о стратегическом партнерстве открыло новую страницу в отношениях с Туркменистаном. Завершено согласование проекта Конвенции о правовом статусе Каспийского моря с прицелом на ее подписание в ходе саммита «пятерки» прикаспийских государств в 2018 г.

Россия проводила конструктивную линию в урегулировании внутриукраинского конфликта. Призывала западных партнеров, имеющих влияние на Киев, побудить его к практическому выполнению Минских договоренностей. В сентябре Президент России предложил разместить в регионе миссию ООН по охране наблюдателей Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ. В декабре российская сторона способствовала организации обмена пленными между Украиной, ДНР и ЛНР.

В нагорно-карабахском урегулировании (НКУ) посреднические усилия России были направлены на стабилизацию ситуации в зоне конфликта, резко обострившегося в начале 2016 г., и на продолжение переговорного процесса по ключевым аспектам урегулирования. Нагорно-карабахская проблематика обсуждалась в ходе раздельных встреч Президента Российской Федерации с президентами Азербайджана и Армении.

Вовлеченность в сирийские дела вывела регион Ближнего Востока и Северной Африки в число приоритетных направлений нашей внешней политики. В Сирии Россия совместно с Ираном и Турцией выступила гарантом договоренностей о прекращении боевых действий между правительственными силами и вооруженной оппозицией.

Серьезный импульс получили связи с другими государствами региона: Египтом, Саудовской Аравией, Израилем, Иорданией, Ираком, Катаром, Ливаном, ОАЭ. В отношениях с Ираном взят курс на формирование стратегического партнерства. Полностью восстановлено многоплановое сотрудничество с Турцией.

В качестве члена «квартета» посредников Россия продолжала содействовать поиску развязок проблемных узлов арабо-израильского конфликта на основе общепризнанной международно-правовой базы и формулы двухгосударственного урегулирования.

При поддержке России в состав Шанхайской организации сотрудничества приняты Индия и Пакистан. Реализованы российские предложения по поиску путей афганского урегулирования: возобновлена деятельность Контактной группы «ШОС – Афганистан».

Актуализировали «дорожную карту» торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества Россия – АСЕАН, закрепив в ней вопросы либерализации торговли между Ассоциацией и ЕАЭС.

Отражением высокой динамики российско-китайских отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия стали пять встреч глав государств. Одним из проявлений укрепившегося взаимопонимания с Китаем в вопросах международной безопасности стало продвижение совместной инициативы по урегулированию ядерной проблемы Корейского полуострова.

Несмотря на санкции со стороны Европейского союза и российские контрмеры, удалось придать импульс политическому диалогу с Брюсселем на высшем и высоком уровнях, продолжались контакты по линии отраслевого сотрудничества.

Контакты с НАТО, проводящей конфронтационную линию в отношении России, значимых результатов не дали.

Площадка ОБСЕ энергично задействовалась для отстаивания российских взглядов на широкий круг общеевропейских проблем.

Наша страна продолжала участвовать в работе органов Совета Европы (СЕ). Вместе с тем в связи с лишением российских представителей возможности полноценно работать в ПАСЕ приостановлена уплата части странового взноса в бюджет СЕ.

Установлены контакты с новой администрацией США. Практическое взаимодействие с Вашингтоном по двусторонней и международной повестке дня осуществлялось в той мере, в какой это соответствовало российским интересам. Россия была вынуждена отвечать на недружественные шаги США, включая финансово-экономические и визовые санкции, военную активность у наших границ, противозаконный захват дипломатической собственности.

В контексте расширения российского культурно-гуманитарного присутствия за рубежом особое внимание уделялось реализации комплексных масштабных проектов в рамках «перекрестных» Годов, Дней и Сезонов России с другими государствами. Продолжала развиваться сеть российских зарубежных центров науки и культуры.

В целях сохранения исторической правды о Второй мировой войне Министр иностранных дел С.В.Лавров в выступлении на ГА ООН выдвинул инициативу об обеспечении международно-правовых рамок против разрушения мемориального наследия.

 

Самое читаемое

Твиттер

Сайты российских СМИ

Другие информ. ресурсы