foreign_assistant
mgimo
 
msu
 
sechenov
 
primakov
 
pmef
 
rusenergyweek
 
eastrussia
 
history
vistavka
 
eastrussia

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА

В настоящее время порядок приобретения российского гражданства регулируется Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

Согласно части четвертой статьи 33 Федерального закона перечень необходимых документов для приема в российское гражданство определяется Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 1325.

Основным условием приема в российское гражданство является проживание заявителя на территории Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона без соблюдения этого требования с заявлением о приобретении российского гражданства в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации могут обратиться иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью,  которые:

а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

Условием приема таких лиц в российское гражданство является отказ от имеющегося у них иного гражданства.

Других оснований для обращения с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации для иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих за пределами Российской Федерации, упомянутым Федеральным законом не предусмотрено.

В настоящее время действует Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В данной связи информируем, что в соответствии с частью седьмой статьи 14 упомянутого Федерального закона иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой могут быть приняты в российское гражданство в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации. Дополнительная информация о Государственной программе размещена на сайте МИД России.

 

Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации могут быть приняты в российское гражданство в упрощенном порядке ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (если родители подают в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности).

Обращаем внимание, что при оформлении приобретения российского гражданства детям и нетрудоспособным лицам не требуется оформления выхода из имеющегося у них иного гражданства.

 

В соответствии со статьей 6 Федерального закона гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. (Российская Федерация и США не заключали договор о двойном гражданстве).

Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

 

При поездах в Российскую Федерацию гражданин Российской Федерации, независимо от наличия у него иного гражданства, обязан въезжать в Россию по действующему заграничному паспорту гражданина Российской Федерации.

 

Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке на основании части 2 статьи 19 Федерального закона.

Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:

а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

 

Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя на основании части 3 статьи 19 Федерального закона.

 

Решение об изменении гражданства(прием/выход), а также заключение дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации о наличии/отсутствии российского гражданства (либо его копия) на руки не выдаются.

 

Заявление об изменении гражданства можно также заполнить с помощью специализированного интернет-сервиса по ссылке https://nation.kdmid.ru

 


 

Самое читаемое

Назад

Статья Посла России в Азербайджане в сборнике «25-летие независимого Азербайджана – глазами послов»

Вышел в свет сборник статей, посвященный 25-летию развития Азербайджана как самостоятельного государства.
Автором идеи является заместитель руководителя, заведующий отделом внешних связей Администрации Президента Азербайджана Новруз Мамедов.
В книге собраны статьи аккредитованных в Азербайджане послов 49 государств, а также глав представительств международных организаций: ООН, ЕС, TюркПА, TРACEКA.
Ниже следует текст статьи Посла России: «Россия и Азербайджан – 25 лет в новейшей истории».

«РОССИЯ И АЗЕРБАЙДЖАН – 25 ЛЕТ В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ
25-летний период отношений России и Азербайджана как самостоятельных государств по историческим меркам является, конечно, небольшим, но, тем не менее, в нем накоплен интересный и поучительный опыт. 
Для понимания этого опыта надо начать, как говорится, с самого начала. Почти 200 лет две страны жили в одном государстве. Сначала оно называлось Российская империя, потом Советский Союз. За это время мы в буквальном смысле слова срослись в единое экономическое, политическое, социальное и культурное пространство. Заводы и в России, и в Азербайджане производили продукцию по планам, разработанным в едином центре. Молодые люди служили в одной и той же армии. Вузы были открыты для всех. Люди создавали смешанные семьи, заводили детей, намечали и осуществляли жизненные планы вне зависимости от того, кто они были по национальности и в какой точке той огромной страны проживали. 
И все это в одночасье рухнуло. Каждый стал жить сам по себе. Вопрос о том, как строить отношения друг с другом в новых условиях, стал одним из самых серьезных среди тех, на которые надо было отвечать появившимся на политической карте новообразованиям. 
Сегодня, спустя 25 лет, можно с удовлетворением констатировать, что Россия и Азербайджан нашли должный ответ на этот вопрос. Двум странам удалось выстроить модель взаимоотношений, в полной мере отвечающую их новым национальным интересам, а также служащую делу международной и региональной безопасности. И с историческим наследием мы «разобрались» достойно. Удалось не только минимизировать негативные последствия развала единой некогда родины, но и сберечь все ценное, что родилось в годы совместного проживания. 
Прошлое не разделяет Россию и Азербайджан (как это имеет место, к сожалению, между некоторыми другими постсоветскими странами), а, наоборот, объединяет. И чем больше проходит времени, тем лучше мы понимаем значимость этого достижения. 
Путь к взаимопониманию был непростым. В первые годы в Баку у власти находилось правительство «Народного фронта», для которого отношения с Москвой, мягко говоря, не были приоритетными. Москву это настраивало на соответствующий лад. 
Вернувшийся с 1993 г. к власти общенациональный лидер Гейдар Алиев с присущей ему мудростью понял, что невозможно построить азербайджанскую государственность на конфронтации с соседом на Севере и перечеркивании совместного прошлого. Но позиция и жесты Г.Алиева не всегда должным образом воспринимались в Москве. Она тогда столкнулась с немалыми собственными сложностями на Кавказе.
И только в 2001 году ставшие во главе своих государств Г.Алиев и В.Путин нашли взаимопонимание и выработали новые принципы взаимных отношений. 
Их можно суммировать следующим образом: первое – абсолютное уважение суверенитета и независимости друг друга, второе – понимание интересов друг друга и выстраивание сотрудничества на основе разумного и взаимоприемлемого баланса этих интересов; третье – прагматизм и реализм в оценках взаимных возможностей, принятие друг друга такими, какими мы есть, при дружеской заинтересованности в успехах друг друга. 
Эти принципы работали и работают. За 25 лет Азербайджан превратился для России в стратегического партнера. Его значение определяется такими факторами, как близость к российскому Северному Кавказу, статус прикаспийского государства, экономический потенциал, уникальная роль в энергетических делах, а также искреннее стремление к взаимопониманию с Россией. За годы работы в Баку я убедился, что и Баку научился адекватно оценивать Россию и важность добрососедских отношений с Москвой для своего стабильного и независимого развития.
Сотрудничество России с Азербайджаном охватывает весь спектр вопросов политического, торгово-экономического и гуманитарного характера. По объему торгово-экономических отношений Россия входит в число ведущих зарубежных партнеров Азербайджана, а в ненефтяном секторе она вообще его партнер номер один. Этот тренд хорошо корреспондируется с курсом руководства Азербайджана на диверсификацию экономики страны, способствует созданию рабочих мест, отражается на материальном положении десятков, а может быть и сотен тысяч людей.
Россия и Азербайджан активно сотрудничают в военно-технической области, поддерживают военные связи. Нас сближает общность стремления сделать Каспий морем мира и дружеского взаимодействия. Большой интерес к Азербайджану проявляют регионы России, и Баку отвечает на этот интерес взаимностью. О российско-азербайджанских гуманитарных, культурных связях можно уже писать диссертации. 
Некоторые из постсоветских государств начали свою новую историю с демонстративного отказа от русского языка, когда-то служившего надежным средством межнационального общения. Так новые политики думали утвердить свою самобытность и заработать очки у зарубежных партнеров. Последствия оказались губительными. 
А вот в Азербайджане не испугались русского языка. Здесь задались правильным вопросом: если 200 лет русский язык оставался для Азербайджана окном в мир, то зачем же захлопывать его в новых условиях? И ответ на этот вопрос тоже был правильным. 
В результате Азербайджан, являясь органичной частью мусульманской и тюркской культуры, сохранил сопричастность с русским языком и русским культурным ареалом, обеспечил возможность получения всеми желающими информации, образования и культурной продукции на русском языке. Факты, характеризующие положение в этой области хорошо известны, и нет необходимости их повторять. 
Главное заключается в том, что благодаря разумной политике руководства Азербайджана русский язык работает на благо страны и служит интересам миллионов ее граждан. Это также и фактор укрепления дружественной атмосферы российско-азербайджанских отношений, стимулирующий нас, русских, способствовать распространению азербайджанского языка и культуры в России. И мы делаем это с большим удовольствием.
А сейчас, может быть, о самом важном. Россия и Азербайджан проявили высокую степень ответственности за сохранение человеческих и гуманитарных контактов. Ведь наши отношения - это не только набор договоров и соглашений. Эти отношения затрагивают судьбы миллионов людей. В Азербайджане нет, пожалуй, ни одной семьи, у которой не было бы близких или дальних родственников, или, по крайней мере, друзей на моей Родине. В России работает огромная «армия» азербайджанцев, денежные поступления от которой имеют немаловажное значение для укрепления материального благополучия многих семей в республике. В Азербайджане в свою очередь живет самая большая русскоязычная община на Кавказе. Создание режима двусторонних отношений, который позволяет людям чувствовать себя комфортно на территории друг друга и в полной мере реализовывать свой потенциал в новых геополитических условиях – не меньшая ценность в наших отношениях, чем объемы взаимной торговли или масштабы официальных мероприятий. 
Безусловное уважение суверенитета друг друга позволяет двум странам играть каждому свою роль на международной арене. Россия осознает все нюансы самостоятельной политики Азербайджана и относится к Баку с полным пониманием. Мы не отчитываемся друг перед другом, будучи при этом уверенными в правильном понимании друг друга. На этой основе можно сотрудничать в тех областях, где наши интересы совпадают, а там, где этого совпадения нет, спокойно вести диалог. В решении нагорно-карабахской проблемы Россия играла и продолжает играть роль активного посредника. Мы понимаем свою ответственность и свои возможности. Надеюсь, что в Азербайджане правильно понимают позицию России в этом вопросе. В нынешней турбулентной международной обстановке понимание партнера и уверенность в его предсказуемости дорогого стоит. 
25 лет – это не конец, а начало истории. Перед Азербайджаном открываются новые возможности, но появляются и новые вызовы. Россия заинтересована в том, чтобы Азербайджан развивался как стабильное, независимое и сильное государство. У нас нет большего интереса, чем иметь на своих южных рубежах именно такого соседа».


Твиттер

Сайты российских СМИ

 
 

Другие информ. ресурсы